Бережливое производство
- Стандарты и качество/05 2021
М.В. Черкасов, А.Н. Грачев, В.А. Лапидус
Национальным проектом «Производительность труда» на федеральном уровне определена следующая цель: обеспечить к 2024 г. темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. Для этого предусмотрен ряд мер, в том числе формирование системы методической и организационной поддержки, создание образцов, разработка ИТ-платформы, формирование региональных центров компетенций, обучение инструментам бережливого производства, подготовка внутренних тренеров.
В настоящее время Нижегородская область занимает первое место среди регионов по количеству предприятий, вовлеченных в национальный проект по повышению производительности труда (ПТ)1, а также входит в тройку лидеров по комплексной оценке деятельности региональных центров компетенций (РЦК)2. Такое положение позволяет ставить исследовательские задачи, проводить более глубокий анализ факторов роста ПТ по группам предприятий, выступая в качестве пилотного региона по разработке и опытному применению новых решений в области ПТ. Как показал наш опыт реализации национального проекта, для управления ПТ следует отдельно определить задачи на уровне региона и на уровне предприятия, а также создать региональную экосистему, дополняющую федеральные сервисы.
- Методы менеджмента качества/04 2021
В.А. Лапидус
Как мы помним, первая часть нашей беседы с В.А. Лапидусом, опубликованная в предыдущем номере, была посвящена концепции управления производительностью на основе модели органического роста. Сегодня речь пойдет о проблемах повышения производительности труда на отдельном предприятии. Где и почему возникают потери в производственной системе? Как их обнаружить и устранить, используя циклическую модель денежных потоков? Какую роль в этом играет концепция «системы систем»? Как управление производительности труда связано с менеджментом знаний? Обо всем этом и о многом другом Вадим Аркадьевич подробно рассказывает во второй части нашего интервью.
— Вадим Аркадьевич, мы с Вами остановились, пожалуй, на самом интересном вопросе: как повысить производительность труда, используя методологию бережливого производства?
— Как я уже говорил, в концепции бережливого производства был сформулирован концептуальный подход к управлению потерями. Приведены в классификациях видов потерь, что указаны возможные области их возникновения и существования, т.е. задана навигация, где их следует искать. Однако указаны далеко не все виды потерь, не предложены метрики и способы их устранения. Мы развиваем данный подход к управлению эффективностью и показываем, как при определенных методических подходах к управлению потери становятся многообещащим ресурсом повышения эффективности, в частности, производительности труда.
- Методы менеджмента качества/03 2021
В.А. Лапидус

— Вадим Аркадьевич, в английском языке, в том числе, в стандартах ISO, термин «производительность» используется в двух значениях: как результат деятельности (performance) и как характеристика его эффективности (productivity). Какое из них полнее соответствует вашему пониманию производительности труда?
— Мы понимаем производительность труда именно как одну из мер эффективности (productivity). Популярны и другие меры эффективности, например, производительность с одного квадратного метра (километра), с одной единицы потребляемой энергии. Но именно производительность труда является наиболее важной, ибо все, кроме ископаемых и дикорастущих, дается нам трудом.
- Методы менеджмента качества/02 2021
А.Н. Грачев, Л.В. Касторская, М.Б. Рыжков
Главная цель национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»— обеспечить к 2024 г. темпы прироста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. Соответствует ли этому внутренний потенциал роста компаний? Какими факторами ограничивается этот рост? Какие управленческие и инвестиционные стратегии способствуют достижению целей по повышению производительности труда и эффективности бизнеса? Свои ответы на эти вопросы предлагают специалисты ООО «Центр «Приоритет», компании — консультанта предприятий, участвующих в национальном проекте.
УРОВЕНЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Национальный проект нацелен прежде всего на стимулирование предприятий к повышению производительности труда, снятие лишних административных барьеров и развитие экспортного потенциала. Главный целевой показатель нацпроекта — ежегодный прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевого сектора экономики. Его планируется довести c 1,4% в 2018 г. до 5% в 2024 г. (табл. 1).
Предприятиям — участникам нацпроекта, помимо льготного финансирования и целевого обучения управленческих и исполнительских кадров, предоставляется бесплатная консультационная поддержка, занимающая, как правило, около полугода. Ее важнейшая составляющая — аналитическая работа.
В рамках нацпроекта производительность труда оценивается по величине добавленной стоимости в расчете на одного занятого [2, 3]. На сегодняшний день в исследуемой группе предприятий Нижегородской области, отобранных для участия в проекте, она относительно невысока — в среднем 1,255 тыс. руб. (около 18 тыс. долл.) на чел. в год (рис. 1). Для сравнения: на предприятиях развитых стран этот показатель составляет более 100 тыс. долл. на чел. в год. Как видим, наше отставание по уровню производительности труда остается значительным.
Стандартные коллизии: о трендах в стандартизации, ГОСТах на бережливое производство и lean-философии
- PRO Качество 22.03.19
Как развивается международная стандартизация? В чем революционность стандартов на бережливое производство? И почему философией часто оправдывают отсутствие логики?
Продолжаем разговор с российской легендой в сфере менеджмента – Вадимом Лапидусом
О трендах в стандартизации
Устойчивый тренд – развитие систем менеджмента качества по стандартам ИСО 9001 и ИСО 9004 . Популярность документов объясняется тем, что в этом вопросе есть глубокий консенсус. Важно заметить, что данные стандарты не являются руководством для построения системы менеджмента качества. Эти документы в большей степени – для аудита (ИСО 9001) и оценки (ИСО 9004).
Чтобы построить систему менеджмента качества в организации, помимо прочего, нужно учитывать и ограничения, которые обозначены в перечисленных стандартах. Например, право на коммерческую тайну и защиту ноу-хау. Это то, что не должно быть областью аудита для третьих и вторых сторон, – инженерно-технические решения не являются предметом внешнего аудита.
Стандарты – это инфраструктура бизнеса, менеджмента, экономики, государственного регулирования и других сфер нашей жизни
Активно развивается стандартизация смежных с менеджментом качества тем, например противодействия коррупции , управления активами . В России эти документы не пользуются популярностью.
Еще один тренд – отраслевое развитие стандартизации. Сейчас я могу выделить четыре ключевых отраслевых направления:
-
Автомобильная отрасль – лидер в этом вопросе. Речь о стандартах: QS 9000 , потом ISO/TS 16949 и сейчас – IATF 16949.
-
Аэрокосмическая и оборонная промышленность (AS/EN 9100) – стандарт во многом повторяет IATF 16949, но сфокусирован на мелкосерийном и даже уникальном производстве.
-
Железнодорожная отрасль – речь о стандарте IRIS . Документ, правда, перегружен: он одновременно и стандарт требований, и стандарт улучшений, и модель оценки зрелости, и модель премии.
-
Атомная промышленность – речь о совсем новом документе (ИСО 19443-2018).
Эти документы и сопровождающие их инженерные руководства предлагают очень интересные подходы к сертификации, которые потенциально позволят навести порядок в области. Суть в том, что сертификация становится клубной. Оценку соответствия могут проводить лишь органы, которым доверяет объединение производителей (автомобильной, аэрокосмической, железнодорожной и других отраслей). Аккредитация предполагает оценку по трем критериям: профессиональному, этическому, репутационному.
В целом стандарты все больше начинают выполнять роль документов коллективного, конвенциального знания. Они играют и будут играть еще большую роль в интеграции бизнеса и производственных моделей с информационными технологиями. Последние нуждаются в строгих измеримых и воспроизводимых категориях, справочных данных и т.п.
Стандарты становятся интерфейсами между бизнес-реальностью и виртуальным миром ИТ
Будет возрастать роль стандартов в сложных системах управления, например в цепях поставок, в холдинговых и других вертикальных структурах. Мы привыкли к использованию стандартов в схемах ручного контроля, но теперь сфера сильно расширяется.
Также мы видим и запрос, и тенденцию смещения стандартизации к выполнению функции интерфейса между организационными, производственными системами и новыми информационными технологиями (ИТ). Для ИТ необходимы порядок, воспроизводимость, измеримость процессов. Решение задач возможно.... продолжение