Сбоев А.А. "Методы менеджмента качества»" № 1, 2009
Сбоев Алексей АльфредовичТребования стандарта IRIS

А.А. Сбоев



Стандарт IRIS (International Railway Industry Standard) — международный стандарт железнодорожной промышленности, который разработан на базе стандарта ISO 9001:2000 и содержит дополнительные специфические отраслевые требования. Стандарт предназначен для поставщиков железнодорожной продукции, и его основная цель — предотвращение и снижение числа дефектов в цепи поставок [1]. Одним из разделов стандарта IRIS являются требования, предъявляемые к менеджменту проекта. Цель данной статьи — ознакомить читателей с концепцией этапов проекта, возможными результатами каждого этапа и некоторыми инструментами, применение которых можно рекомендовать на определенном этапе.

Актуальность стандарта IRIS для российских предприятий определяется целями развития железнодорожного транспорта, содержащимися в Стратегии развития на период до 2030 г. [2, 3].

В конце 2007 г. в штаб-квартире Европейского союза железнодорожной промышленности (UNIFE) в Брюсселе ОАО «РЖД», НП «Объединение производителей железнодорожной техники», UNIFE и IRIS-Group[1] подписали меморандум о сотрудничестве и лицензионное соглашение по развитию российского и европейского машиностроения. Соглашение предусматривает предоставление НП «Объединение производителей железнодорожной техники» эксклюзивных прав на русификацию и распространение в Российской Федерации и странах СНГ новейшей версии нормативов европейского стандарта железнодорожной промышленности IRIS [4].

Менеджмент проекта

В стандарте IRIS уделено большое внимание менеджменту проекта. В разделе 0.5 «Цель данного стандарта» говорится, что «вследствие значимости проектной деятельности в железнодорожной промышленности, в стандарте представлены особые требования по менеджменту проекта» [1]. По существу менеджмент проекта является «сердцем» стандарта:

·      в стандарте IRIS выделен отдельный раздел, включающий девять подразделов, содержащий требования по предметным областям менеджмента проекта;

·      из общего объема вопросника IRIS 8,8% вопросов посвящено менеджменту проекта;

·      из 12 нокаут-вопросов[2] три вопроса (25%) относится к менеджменту проекта;

·      из 21 обязательных процессов, требуемых стандартом IRIS, четыре процесса (19%) относятся к менеджменту проекта.

В разделе 7.7 «Менеджмент проекта» указывается, что «организация должна использовать подход или систему менеджмента проекта, или осуществлять процесс управления разработкой новой продукции, обращаясь к соответствующим областям менеджмента проекта, описывая роли и обязанности, объединяя все необходимые подразделения организации в многофункциональной проектной команде» [1].

Очевидно, что под проектами в стандарте IRIS понимаются не все возможные проекты в организации (например, строительство цеха), а проекты по выпуску новой продукции для железнодорожной отрасли.

Основное назначение менеджмента проекта в понимании стандарта — это результативная и эффективная организация разработки и постановки продукции на производство, поставка ее заказчику и обслуживание до конца гарантийного периода.

В разделе 7.7 определяются границы проекта: «Область применения менеджмента проекта как подхода или системы — от этапа тендера до окончания гарантийного периода» [1]. Таким образом, проект состоит из нескольких этапов, к каждому из которых предъявляются определенные требования. Что касается предметных областей менеджмента проекта, то их требования распространяются на все этапы проекта.

Этапы проекта

На схеме 1 представлена общая структура проекта с основными этапами. Данная концепция этапов проекта является обобщенной и в конкретной ситуации требует большей детализации.


Схема 1. Основные этапы проекта

Анализ технического задания (ТЗ) и анализ возможностей. На данном этапе организация анализирует пожелания заказчика или ТЗ (в случае его наличия). В этом организации может помочь такой инструмент, как структурирование функции качества (QFD).

QFD помогает решить две основные задачи:

·      перевод требований потребителя в технические требования к конструкции продукции;

·      перевод технических требований к конструкции в соответствующие требования к частям, процессам и производству.

Организации необходимо оценить свои возможности (возможности производства, необходимые ресурсы), возможности поставщиков, которые могут стать партнерами в проекте. Должны быть идентифицированы, зафиксированы и утверждены требования к проекту/продукции, риски и возможности потенциального проекта. Необходимо провести качественный и количественный анализ рисков. Должны быть учтены экономические, политические, социальные риски проекта; определены экономическая конъюнктура и влияние участия в проекте на деятельность организации в целом.

Для более достоверного анализа условий тендера необходимо привлекать представителей поставщиков, т. е. использовать межфункциональный подход.

По результатам этого анализа организация должна принять решение — участвовать в тендере или нет. Если ответ положительный, то наступает следующий этап.

Подготовка и подача предложения. Уже на этапе подготовки предложения организация может получать обратную связь от заказчика в виде уточнений и разъяснений требований.

Далее организация готовит предложения по контракту. Ей необходимо:

·      разработать концепцию продукта и утвердить ее;

·      создать общий, укрупненный план работ по проекту;

·      провести расчет показателей безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности (RAMS) продукции, удовлетворяющих требованиям потребителя;

·      провести расчет стоимости жизненного цикла продукции (LCC).

Для расчетов показателей RAMS можно опираться на стандарт МЭК 62278:2002 «Железные дороги. Технические условия и демонстрация надежности, эксплуатационной готовности, ремонтопригодности и безопасности (RAMS)» (на его основе Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта разрабатывает национальный стандарт Российской Федерации).

Для расчетов стоимости жизненного цикла продукции возможно использовать методику, утвержденную распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2007 г. № 2459-р.

Уточнение условий. В случае положительного результата тендера начинается подготовка к запуску проекта, уточняются и согласуются с заказчиком детальные условия по проекту, формируется команда проекта.

Необходимо определить менеджера проекта и членов команды. Это могут быть как люди, участвовавшие на предыдущих этапах, так и другие сотрудники. При формировании команды проекта поможет методология командообразования, позволяющая определить менеджера проекта и участников команды. Снова следует сделать акцент на межфункциональный подход, включить в команду сотрудников различных функциональных служб организации, а также привлечь представителей поставщиков.

На этом этапе создается предварительный план проекта, определяются его основные укрупненные этапы и схема коммуникаций с заказчиком. Заказчик хочет быть в курсе хода проекта, поэтому очень важно определить, когда и какая информация по проекту будет предоставляться, кому и в каком виде. Поэтому особое внимание следует уделить на этом этапе и менеджменту коммуникаций.

Исполнение проекта

Основная задача этапа «Исполнение проекта» — разработка, постановка заказанной продукции на производство и ее выпуск (схема 2). В качестве основного инструмента управления для данного этапа рекомендуем применять различные планы управления на соответствующих стадиях этапа «Исполнение проекта». Более детально планы управления будут рассмотрены далее. Отметим, что применение планов управления в процессе планирования качества продукции требуется в стандарте ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.05.509.10–2008 «Руководство по планированию качества по этапам жизненного цикла продукции».

Планирование — основной этап исполнения проекта. Именно от того, как будет спланирован проект, зависит его успешность. Изменения в плане проекта на дальнейших стадиях дорого обойдутся организации.

Одна из особенностей проектного бизнеса состоит в том, что большинство причин возникновения проблем проекта «закладывается» на его ранних стадиях — стадиях планирования и проектирования. Тщательное и реалистичное планирование — один из основных способов обеспечения успешности проекта.

Основные результаты данного этапа:

·      цели разработки — вся имеющаяся информация или «голос потребителя», переведенные в измеримые показатели и конкретные задачи разработки продукции;

·      цели по качеству, безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности;

·      предварительный перечень материалов;

·      предварительная карта потока процесса — описание предполагаемого процесса изготовления продукции;

·      предварительный перечень ключевых характеристик продукции и процессов (ключевые характеристики продукции — характеристики продукции или параметры технологического процесса, которые могут повлиять на безопасность, безотказность, готовность и ремонтопригодность, а также выполнение обязательных требований);

·      план проекта. Согласно требованиям IRIS, должен быть разработан интегрированный план выполнения проекта, отражающий специфические правила выполнения проекта (например, проект с несколькими площадками, консорциум) по всему жизненному циклу проекта.

Инструменты, применение которых рекомендуется на данном этапе:

·      структурная декомпозиция работ;

·      диаграммы Гантта;

·      сетевое планирование и управление;

·      критический путь (применение данного инструмента требуется стандартом IRIS);

·      бюджетирование;

·      структурная декомпозиция затрат;

·      методы анализа и реагирования на риски.

Структурная декомпозиция работ — иерархическая структура последовательного разбиения проекта на подпроекты, группы работ различного уровня и отдельные детальные работы.

Сетевое планирование и управление. В стандарте IRIS требуется, чтобы организация идентифицировала взаимосвязи между отдельными этапами работ, их последовательность и продолжительность. Это требование можно выполнить, используя сетевые графики.

Критический путь — самый длинный по временной протяженности путь в сетевом графике, определяющий продолжительность работ по выполнению проекта.

Структурная декомпозиция затрат — иерархическая структуризация затрат в проекте. Каждый нижестоящий уровень структуры представляет собой детализацию элемента высшего уровня проекта. Элементом структурной декомпозиции затрат являются затраты, отнесенные к данному элементу структурной декомпозиции работ.

Методы анализа и реагирования на риски. В стандарте IRIS требуется проводить количественную и качественную оценку рисков и разрабатывать планы реагирования для сокращения рисков.

Проектирование и разработка продукции. Отметим только несколько возможных выходов данного этапа:

·      результаты анализа видов и последствий отказов конструкции (DFMEA) и реализованные изменения конструкции;

·      план управления для опытного образца;

·      план технического обслуживания.

Анализ видов и последствий отказов конструкции предназначен для:

·      установления потенциальных отказов продукции и оценки их последствий;

·      определения возможных конструктивных причин отказов;

·      разработки мер по устранению или управлению конструктивными причинами потенциальных отказов.

В план управления для опытного образца должны быть включены:

·      меры по предупреждению конструктивных причин потенциальных отказов;

·      испытания по исследованию безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности;

·      проверки на технологичность.

В план технического обслуживания должны быть включены меры по обнаружению и уменьшению влияния неустранимых конструктивных причин на функциональные характеристики продукции.

Проектирование и разработка процессов. Для этого этапа также приведем только наиболее существенные выходы:

·      результаты анализа видов и последствий потенциальных отказов процесса (PFMEA) и реализованные изменения процессов;

·      план управления для опытной партии;

·      план управления для установочной серии продукции.

Анализ видов и последствий потенциальных отказов процесса предназначен для:

·      установления потенциальных отказов технологического процесса и оценки их последствий[3];

·      определения возможных технологических причин отказов;

·      разработки мер по устранению или управлению технологическими причинами потенциальных отказов.

В план управления для опытной партии должны быть включены следующие меры по предупреждению технологических причин потенциальных отказов:

·      установление устранимых и неустранимых технологических причин отказов или подтверждение их отсутствия;

·      меры по исключению устранимых технологических причин отказов;

·      определение характера и степени влияния неустранимых технологических причин отказов;

·      меры по управлению неустранимыми технологическими причинами отказов.

В план управления для установочной серии включают:

·      методы управления процессами изготовления, которые будут использованы при серийном производстве;

·      соответствующие измерения характеристик продукции и параметров процесса, которые будут использоваться для валидации продукции и процессов;

·      план предварительного изучения возможностей процессов.

План управления для установочной серии является аналогом будущего плана управления производством продукции.

Этапы «Проектирование и разработка продукции» и «Проектирование и разработка процессов» являются определяющими для создания потребительской ценности. От того, как будет спроектирована конструкция изделия, как будут спроектированы процессы его производства, во многом зависит, какова будет фактическая себестоимость продукции, и будет ли потребитель удовлетворен ее качеством.

Инструменты, применяемые на этапах проектирования и разработки продукции и процессов:

·      анализ видов и последствий отказов (FMEA) (в стандарте IRIS применение данного инструмента является не обязательным для получения сертификата, но дополнительным требованием, необходимым для достижения более высокого уровня зрелости);

·      менеджмент конфигурации;

·      менеджмент морального износа продукции.

Менеджмент конфигурации. В стандарте IRIS выделен раздел 7.8 «Менеджмент конфигурации», согласно которому «организация должна разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состоянии процесс менеджмента конфигурации, соответствующий продукции» [1].

В стандарте IRIS приводится ссылка на стандарт ISO 10007:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации».

Необходимо определить список изделий, конфигурация которых должна управляться, и обеспечить прослеживаемость любых изменений конфигурации.

Менеджмент морального износа продукции. В стандарте IRIS выделен раздел 7.12 «Менеджмент морального износа продукции», согласно которому «организация должна внедрить процесс, обеспечивающий пригодность поставленной продукции и запасных частей в течение установленного и согласованного жизненного цикла продукции» [1]. Таким образом, организация должна разрабатывать такую продукцию и технологические процессы, чтобы обеспечить отсутствие или минимальный моральный износ изделий в течение определенного временного периода.

Валидация продукции и процессов. Основные возможные выходы этапа:

·      производство установочной серии;

·      план управления производством продукции;

·      план технического обслуживания.

Производство установочной серии должно быть проведено в производственных условиях (оснастка, оборудование, окружающая среда, персонал, площади и темп выпуска для серийного производства). Минимальный объем этой партии обычно устанавливает потребитель. Выход производства установочной серии используется для:

·      предварительного изучения возможностей процессов;

·      окончательного установления осуществимости производства продукции;

·      испытаний с целью валидации производства;

·      одобрения производства;

·      оценки упаковки;

·      подписания акта готовности производства.

На данном этапе рекомендуется использовать методы оценки воспроизводимости процессов.

Производство. Основные выходы этапа:

·      производственный график;

·      процедура по обеспечению безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности/стоимости жизненного цикла продукции;

·      продукция;

·      результаты процесса постоянного улучшения;

·      результаты процесса решения проблем.

Основные инструменты, применение которых возможно на данном этапе:

·      статистические методы;

·      контроль первого изделия (First Article Inspection — FAI) (применение данного инструмента требуется стандартом IRIS).

·      пошаговый процесс решения проблем методическим и аналитическим путем, цель которого — поиск корневой причины проблемы и ее устранение (8D);

·      концепция «Бережливое производство», позволяющая максимально снизить различные виды потерь и затраты, не приносящие ценность для потребителя;

·      постоянные улучшения (кайдзен).

Применение статистических методов необходимо для приведения и поддержания процессов производства в статистически управляемом состоянии.

Контроль первого изделия. В стандарте IRIS выделен раздел 7.9 «Контроль первого изделия», согласно которому «система организации должна включать документально оформленную процедуру, предусматривающую контроль, верификацию и документальное оформление результатов по репрезентативному изделию, полученному при выпуске первой партии новой продукции, или после проведения любого изменения, которое отменяет предыдущий результат контроля первого изделия. Впоследствии FAI должна применяться к верификации процесса производства» [1].

Завершающие этапы проекта

Поставка и приемка продукции наступает после завершения этапа производства. Этап включает поставку продукции заказчику, ввод в эксплуатацию и окончательную приемку. В случае успешной приемки подписываются акты.

Гарантийное обслуживание. Период гарантийного обслуживания начинается с момента подписания актов приемки продукции. Организация должна выделить необходимые ресурсы для обеспечения поддержки потребителя в соответствии с согласованными с ним требованиями для всех послепродажных действий.

Перечень действий включает:

·      поставку запасных частей;

·      управление и обновление технической документации;

·      утверждение, управление и использование схем ремонта;

·      действия, предпринимаемые в случае возникновения проблем после поставки продукции, включающие исследование проблемы, информирование заказчика о предпринимаемых мерах.

Закрытие проекта. После окончания гарантийного периода происходит окончательное завершение обязательств производителя по контракту с заказчиком. Следует проинформировать заказчика о завершении этапа гарантийной поддержки и начале этапа новых отношений. Происходит закрытие контрактов с поставщиками. Сворачивается инфраструктура гарантийного обслуживания.

Дальнейшее обслуживание. По желанию заказчика возможно дальнейшее послегарантийное обслуживание продукции. Такую возможность желательно обговорить до этапа закрытия проекта и согласовать условия нового контракта. Тогда не нужно будет сворачивать инфраструктуру гарантийного обслуживания.

Утилизация. После окончания жизненного цикла продукции для организации очень ценной будет информация о фактических затратах потребителя на эксплуатацию изделий, а также о поведении продукции в эксплуатации. Эта информация необходима для проверки точности расчетов показателей RAMS и LCC на этапе подготовки предложения для тендера. Это позволит получить дополнительную информацию для аналогичных проектов и в целом улучшить методику расчетов.

Необходимо налаживать взаимодействие по сбору такой информации на всех стадиях жизненного цикла продукции. Это выгодно обеим сторонам.

Таким образом, подобная концепция этапов проекта позволяет четко расставить акценты в менеджменте проекта, определить цели и задачи каждого из этапов проекта и соответственно распределить ресурсы и управленческие усилия. В конечном счете, это будет способствовать как реализации требований IRIS, так и созданию качественной продукции, в полной мере удовлетворяющей требованиям заказчиков и даже превосходящей их.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. IRIS — International Railway Industry Standart, Revision 01.

2. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. / Постановление Правительства Российской Федерации № 877-р от 17.06.2008.

3. Сеньковский О.А. Соглашение о стратегическом партнерстве между НП «ОПЖТ» и Европейским союзом железнодорожного машиностроения // Техника железных дорог. – 2008. – № 2.

4. Колупаев В. Качество станет стандартным // Гудок. – 03.12.2007.



«Методы менеджмента качества» №1, 2009 




[1] IRIS-Group — рабочая группа Европейского союза железнодорожной промышленности (UNIFE), разработавшая стандарт IRIS и занимающаяся его развитием и распространением. Официальный сайт: www.iris-rail.org

[2] Нокаут-вопрос — вопрос по требованию стандарта IRIS, предполагающий ответ только «да» или «нет». Отрицательный ответ на любой нокаут-вопрос приводит к отказу в получении сертификата IRIS, поэтому данные вопросы и называются «нокаут».

[3] Подробное описание принципов установления устранимых и неустранимых технологических причин отказов и способов управления ими см.: «Диалоги консультанта о предупреждении отказов»: Книга 6 из серии «Диалоги консультанта» / Кочетков Е.П. – Н. Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2007. – 104 с.